Елена Маклашова: о декоративно-прикладном искусстве и каменской художественной росписи
«Известно, что если люди имеют свою территорию и свой язык, то это только население данной территории, а если же люди имеют еще и свою традиционную культуру, то это уже народ.
«Известно, что если люди имеют свою территорию и свой язык, то это только население данной территории, а если же люди имеют еще и свою традиционную культуру, то это уже народ. Поэтому важно воспитывать носителей традиций местной народной культуры, заботиться о преемственности поколений в прикладном творчестве, обучать молодое поколение, прививать любовь к своей малой родине через изучение этих культурных традиций» — считает Елена Маклашова, педагог детской художественной школы № 1.
Вот уже тридцать лет она преподаёт ребятам удивительный и захватывающий своей виртуозной манерой исполнения и техническими возможностями такой вид декоративно-прикладного искусства, как уральская художественная роспись по дереву и металлу.
— Елена, для начала расскажите о себе. Кто вам привил любовь к живописи?
— Я родилась в Каменске-Уральском, в дружной трудовой семье. Родители любили бывать на природе и часто брали меня вместе со старшим братом в путешествия по местным окрестностям. Они стремились развить в нас наблюдательность, расширить кругозор и привить любовь к малой родине. Старший брат учился в изостудии Дворца культуры школьников, затем работал художником-оформителем на ФГУП по Октябрь и был мне примером. Поэтому, рисовать, лепить и клеить аппликации я начала уже с младшего школьного возраста. А родители всячески поддерживали эти творческие порывы.
— Расскажите о ваших родителях.
— Отец — инженер-механик по башенным кранам на заводе железобетонных изделий. В свободное время он писал стихи о природе, которые в 2002 году даже попали в местный журнал-альманах «Каменский Завод» № 8. Мама была лаборантом-рентгенологом на Литейном заводе, вела музыкальные радиопередачи для заводчан и пела в художественной самодеятельности. Словом, творческая нотка звучала во всех членах семьи. Такая семейная атмосфера вдохновила на поступление в художественную школу.
— Вы самоучка или у вас есть профессиональное образование? Расскажите о вашем периоде в художественной школе.
— В Детской художественной школе № 1 училась с двенадцати лет. Во время обучения меня особенно привлекали уроки живописи и пленэры с Иваном Васильевичем Паздниковым, где нужно было «ухватить натуру, пока она не убежала». Также интересны были занятия прикладного искусства с Владимиром Федоровичем Поспеловым, на которых мы лепили броши из глины и занимались резьбой по дереву. С теплом вспоминаются уроки и с Вячеславом Гавриловичем Вагановым, на которых мы мастерили маски из папье-маше, расписывали дощечки с жар-птицами, отливали гипсовые формы под роспись и занимались линогравюрой. С интересом посещала занятия Натальи Владимировны Паздниковой, которая обучала нас основным законам композиции и цветоведения через иллюстрирование сказочных сюжетов. Она же знакомила нас с различными изобразительными техниками — грунтографией и монотипией.
Художественная школа зародила во мне чувство радости от творческого процесса. Эти ощущения уже не покидали меня, они призывали к продолжению творческой деятельности.
— Когда и как вы утвердились в выборе творческого направления?
— Однажды, в период профессионального самоопределения, я увидела по телевизору небольшой фильм о нижнетагильской фабрике по росписи подносов. В фильме художник ловко изображала на подносе традиционные тагильские розаны и мастерски выписывала яркие бутоны масляными красками. Это смотрелось очень завораживающе. Мой выбор был сделан!
— Куда отправились учиться?
— В 1985 году я поступила в Уральское училище прикладного искусства на отделение художественной росписи.
— Помните первую серьёзную работу в этой сфере?
— Окончив его в 1990 году я защитила свою выпускную работу «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем». Тема росписи была выбрана не случайно, так как на преддипломной практике от художественного училища мы посещали, возрождающиеся в тот момент, христианские духовные центры и исторические музеи нашей страны. Христианская культура и философия очень заинтересовала меня, поэтому композиция подноса имела секторное иконографическое разделение и содержала житийное повествование Дмитрия Донского. Этот поднос позже вошел в экспозицию работ выпускников Уральского училища прикладного искусства на выставке в Москве. Видимо, мой поднос очень сильно кого-то заинтересовал и привлек к себе внимание, потому что он загадочным образом исчез и с выставки в училище так и не вернулся.
— Куда отправились работать после получения образования?
— Получив профессиональное художественное образование, я пришла в родную «художку» и предложила ввести в процесс обучения художественную роспись. Именно тогда в школе появились три различных направления прикладной композиции: батик, керамика, и художественная роспись, а уже позже — гобелен, коллаж и печатная графика.
— Вы получали дополнительное образование?
— Преподавательская деятельность показалась мне настолько увлекательным и интересным делом, что я даже решила развить свои педагогические способности и поступила на обучение в Нижнетагильскую социально-педагогическую академию на художественно-графический факультет.
— Сколько лет вы уже преподаёте?
— Вот уже тридцать лет я преподаю в художественной школе удивительный и захватывающий своей виртуозной манерой исполнения и техническими возможностями такой вид декоративно-прикладного искусства, как уральская художественная роспись по дереву и металлу. Мною разработана собственная программа по художественной росписи, которая была сертифицирована одной из первых в области и применяется в педагогической практике по сегодняшний день.
— Расскажите об особенностях ваших уроков.
— На уроках прикладной композиции в нашей школе изучается местный уральский промысел — история развития и основы уральской художественной росписи: как нижнетагильской художественной росписи по металлу, так и урало-сибирской художественной росписи по дереву.
Для уральского направления росписи свойственен так называемый «двойной мазок», когда на кисть набирается сразу два цвета. Этот кистевой прием позволяет живо придать изображаемым объектам условный объем и законченный вид.
Маховыми, свободными кистевыми мазками цветового градиента ребята учатся расписывать традиционные ромашки, лютики и затейливые розаны. Развивая навыки и накапливая мастерство, юные художники смело берутся за изображение стилизованных расписных птиц, животных и человека.
— Расскажите о программе обучения.
— В программу пятилетнего обучения уральской росписи включены задания на изучение красоты окружающего мира и природы, в которых учащиеся постигают основы стилизации, развивают фантазию и воображение и формируют представление о красоте малой родины.
Включение в программу заданий с изображением героев народных сказок, былин, песен, игр и танцев также способствует усвоению детьми своего цивилизационного кода, знанию его исторической и искусствоведческой составляющей, освоению своей традиционной культуры.
— Самое главное, что приобретают дети после ваших занятий.
— Важным моментом в привитии детям навыка работы в традиции уральской росписи я считаю личный творческий пример преподавателя, сохранение преемственности в народном традиционном искусстве. При сохранении преемственности мы сохраняем традиции, нет преемственности — теряется традиция. В нашем случае такая преемственность имеется, так как я обучалась у мастера Ирины Григорьевны Смыковой в экспериментальном цехе нижнетагильской фабрики по росписи подносов. Она, в свою очередь, получила мастерство, обучаясь у ведущего мастера Эмальпосуды — Агриппины Васильевны Афанасьевой.
Народный мастер, как носитель живой традиции, способен передать не только мастерство, но и историческую память своего народа, знание культурных ценностей этого народа, он способен передать и любовь к своей земле потому, что традиционная культура постигается не только знанием, но и личным опытом.
— Поделитесь достижениями в творчестве.
— Как художник я принимаю личное участие в городских, областных, региональных и всероссийских художественных проектах, особо значимыми победами на них явились:
2001 год — Диплом Лауреата I степени Региональной выставки «Три века Уральского металла», г. Екатеринбург;
2010 год — Диплом Лауреата во Всероссийской выставке фестиваля «Салют победы, г. Москва;
2014 год — Диплом Победителя Всероссийского конкурса-выставки Бажовского фестиваля, г. Снежинск;
2014 год — Диплом XIII Областного кон курса «Камертон» в номинации изобразительное искусство (профессиональные работы) за работу «Я на зеркале подноса мир природы отражу», за бережное отношение к традициям народного искусства, г. Екатеринбург;
2017 год — Диплом за III место Регионального конкурса Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» «Большой Урал» за работу «Берестяные пряники» в номинации сувенир города, г. Екатеринбург.
А к юбилею нашего города на выставке в Городском выставочном зале мною был представлен знаковый поднос «Каменский железный завод — родоначальник уральской металлургии», в центре которого изображены постройки Каменского завода XVII века в обрамлении цветочного орнамента с вписанными в него названиями и клеймами уральских заводов — первенцев железоделательного производства.
Осенняя цветовая гамма подноса передает состояние времени года, когда был отлит первый металл на Каменском железном заводе и содержит сдержанные оттенки уральской природы. Тональность работы создает ощущение давнего исторического периода рождения уральской металлургии. Эта символичная работа положила начало обзорным экскурсиям по выставке «Портрет родного города» в городском выставочном зале.
— Продолжателями каких традиций являются ученики художественной школы?
— Учащиеся Детской художественной школы № 1 являются продолжателями традиций местного художественного промысла: расписные панно, выполненные ребятами, экспонируются на выставках, участвуют в конкурсах различного уровня и получают достойные результаты.
— Расскажите об особенностях Каменской росписи.
— Постепенно, в художественной школе формируется свое, каменское направление уральской росписи, для которого характерными стали оттенки железной руды, огня доменных печей, цвета осенней гаммы, отражающие историю развития Каменского завода как родоначальника Уральской металлургии, так как первый чугун был отлит 25 октября 1701 года — осенью. Также, в каменской росписи используется серый оттенок алюминиевого сплава, который никогда раньше не применялся в уральской росписи.
Появляются в каменской росписи также новые графические элементы и свои сюжетные образы: в узорах композиций стали преобладать не традиционные «тагильские розаны», а нарядные «каменские колокольчики», напоминающие о том, что Каменск-Уральский является «колокольной столицей» и епархиальным центром, где проводятся традиционными фестивали колокольного звона.
Все чаще в работах появляются обитатели каменских лесов: белки, куницы, лоси, совы, селезни, рябчики, глухари и тетерева. Удачно вписываются в сюжеты и местные достопримечательности: река Исеть, Каменные ворота, другие известные скалы и архитектурные объекты.
— Если не секрет, поделитесь планами на будущее.
— Каменская роспись интересна не только детям, но и более старшему поколению, поэтому в будущем в художественной школе планируется открыть и группу для взрослых с интересным названием «Каменский колокольчик».
— Что бы вы пожелали каменцам ко Дню города?
— Я желаю каменским горожанам любви к своему городу и приобщения к местной народной культуре, нашей художественной школе процветания, а каменской росписи развития и совершенствования.
Включайте нотки любви в своих сердцах и вскоре вы услышите прекрасный колокольный перезвон вокруг себя!
Ольга Синицына
Последние новости
Жительница Британии узнала о раке крови после частых синяков
Пеппи Скобби делится своей историей борьбы с болезнью.
Конкурс для граждан: условия участия в государственной службе
Граждане России могут подавать заявки на участие в новом конкурсе.
Налоговые изменения в Свердловской области
Новая информация о налоговых изменениях в Межрайонной ИФНС России № 14.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку