Мария Старченко: «Только выполняя всё время новое, ты будешь поддерживать мозг в творческом состоянии»

Выпускница психологического факультета екатеринбургского УрГУ (ныне УрФУ) старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека им.

Выпускница психологического факультета екатеринбургского УрГУ (ныне УрФУ) старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой доктор биологических наук и кандидат психологических наук Мария Старченко рассказала корреспонденту ИА «Уральский меридиан» о тайнах творческого мозга с точки зрения психофизиологии.

Фото: из архива Марии Старченко

Какие зоны мозга активируются при творческом процессе? В чём ключевое отличие процесса творчества от мыслительной рутины? В чём причина наступления «творческой импотенции»? Во второй части нашего интервью мы с Марией Григорьевной мы продолжили разговор о феномене творчества и креативности человеческого мозга. Первую часть нашей беседы можно посмотреть здесь .

– Мария Григорьевна, в первой части интервью Вы рассказывали, что исследуете в Институте мозга человека творческий процесс с помощью специальной аппаратуры – ЭЭГ, ПЭТ ФМРТ и подобных. Какие зоны активируются в мозге человека, когда он занят творчеством?

– Прежде чем говорить о локализации зон мозга и их активации при творческом процессе, мы должны попытаться понять, что же такое творчество. Например, что такое внимание – более-менее всем ясно, то есть, если я буду внимательна, то я увижу и замечу что-то, если нет, то «смотрю в книгу – вижу фигу». Понять, что такое речь, тоже легко: либо я говорю, либо нет. Мышление – куда ни шло. А как определить, что такое творчество?

– В нейрофизиологии мы сталкиваемся с такой проблемой – мы не можем просто так взять функцию и начать ее изучать. Нам нужна модель – эти модели в психофизиологии называются «тестами», но это совсем не те «тесты», что в психологии. Если пояснить кратко, то любой тест в психологии измеряет количественный уровень способностей. Тест на интеллект определяет, какой уровень интеллекта у человека – высокий, низкий, средний; тест MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник) описывает путём подсчета баллов соотношение разных сторон твоей личности, которые выстраиваются в профиль – это опять-таки количественные характеристики.

– То, как ты выполняешь этот тест, никого не волнует, то есть в психологических тестах нам важен результат, а в тестах-моделях нейрофизиологии мозга результат не столь важен, зато важно, чтобы та модель, которую мы предлагаем волонтёру (добровольцу), заставляла мозг выполнять именно эту деятельность. Если я даю тесты на творчество, они должны заставлять человека, в момент сканирования мозга и регистрации данных, заниматься именно творческой деятельностью, а не какой-то еще.

– То есть, первоначально мы должны дать рабочее определение творчеству. Что такое творчество или, что такое креативность? Дав это определение, мы должны придумать тест. Если, например, мы считаем, что творчество может иметь отношение к литературному жанру, то адекватной моделью литературного творческого процесса будет попросить человека что-то сочинить. Важен не результат, важен процесс, важно запустить мозг. Мы формируем такие тестовые задания. Там есть еще куча сложностей, но я не буду сейчас в них углубляться. Мы формируем такие задания, помещаем человека в сканер, в ПЭТ (позитронно-эмиссионный томограф), ФМРТ (функциональный магнито-резонансный томограф) или накладываем электроды для регистрации ЭЭГ и получаем данные. Таких добровольцев у нас 20-30 человек.

– Потом на основании полученного массива данных, обработанных специальными математическими методами, мы пытаемся выяснить, статистически, во всех этих заданиях, какие зоны мозга работали или какие ритмы у всех присутствовали. Именно так мы можем что-то получить.

– То есть, условно, если у всех работала «зона А», вы это заносите и будете учитывать?

– Да.

– Если слабо работала «зона С» у всех – вы тоже это отметите?

– Грубо говоря, да. Кроме того, мы статистически проверяем, работа этой зоны была случайным событием или оно статистически достоверно – это математические методы. Нам надо, чтобы эта работа достигла определенного статистического порога. Когда только начинали исследовать творчество, исследования шли в трёх направлениях (моделях). И в каждой модели получали противоречивые результаты.

– Если мы берем для исследования одну модель творчества, например, сочинение рассказа, мы получим активацию «зоны А», а если возьмем творчество, как решение задач, то мы получаем активацию абсолютно разных зон. Если мы берем творчество как процесс формирования оригинальных ассоциаций, то получаем ещё другие активированные зоны мозга. Отсюда и вопрос: творчество – это что? Очень сложный вопрос.

– Более того, на творчество сильнее, чем на другие психические функции, оказывают влияние индивидуальные личностные особенности и в первую очередь уровень креативности.

– Всегда важно иметь формальный инструмент деления, разбивания людей на группы (для научного исследования). Когда мы берем стандартные тесты на креативность, выясняется, что если мы по таким стандартным тестам делим высоко и низкокреативных людей, мы получаем определённые данные. А если мы берем высококреативных людей, но определённых разными экспертами в данной области, мы получаем уже другие результаты. Поэтому такая проблема – исследовать творчество.

– А было такое, чтобы группа с низкой креативностью выдавала результат по творчеству лучше, чем группа с высокой креативностью?

– У меня такого не было, но это вполне возможно. Поэтому, если мы хотим узнать, как работает мозг в процессе творчества, мы должны понимать, что работаем с кучей ограничений, что мы работаем в модельных условиях, что эти модели – ущербны, как любые модели.

– Строя модель, вы хотите добиться чего-то, вы ищете ответ на конкретный вопрос. Под этот вопрос строится модель. Строится модель, и получается ответ на конкретно поставленный вопрос. А теоретически вопросов может быть очень много и ответов тоже.

– Да. Поэтому в изучении творчества царит такая «котовасия». Когда мы с академиком Натальей Петровной Бехтеревой брались за тему, мы начинали с маленького вопроса и с исследования этого маленького вопроса. Потом были другие вопросы, и моя докторская диссертация – попытка собрать все, что мы с ней «натворили» за все эти годы (ну и я без нее), и попытаться понять из того, что я наисследовала, можем мы сделать какие-то общие выводы или нет. У меня сейчас есть концепция мозговой организации творчества, и она описана в моей докторской. Я не знаю, хороша она или плоха, но лучше иметь хоть что-то, чем не иметь ничего. Если исходить из моей концепции и моих экспериментальных данных, а также из данных других исследователей, которых я тоже привлекала для анализа, чтобы понять, объясняет их или нет моя концепция, я получила следующее:

– Можно заключить, на данный момент, что, когда мозг реализует творческую деятельность, работает определенная система. В чем она состоит? Чтобы понять, мы должны вернуться к теории академика Натальи Бехтеревой о «жёстких» и «гибких» звеньях. Эта теория говорит о том, что при любой деятельности наш мозг использует «жёсткие и гибкие звенья».

– «Жёсткие» – это некий костяк. Например – речь, что является обязательным условием – возможность производить звуки, слова, предложения и т. д. и возможность понимать речь – свою и чужую. Если мы исключим хоть одно «жёсткое звено», сможем ли мы общаться? Нет. То есть, если мы убираем «жёсткие звенья», деятельность разваливается.

– Есть «гибкие звенья», они подключаются в зависимости от разных ситуаций. Вот сейчас работает моя речь – «жёсткие звенья» и подключаются «гибкие звенья», которые реагируют, к примеру, на то, что здесь плохое освещение. Мы выйдем на свет, и я продолжу речь, ничего не изменится в речи, но «гибкое звено» отвечающее за темноту, выключится и подключится «гибкое звено», отвечающее за свет.

– Первая задача, которая стояла передо мной – это понять, творчество действует по этой же схеме или нет. Есть ли в творчестве «жёсткие звенья» или там только «гибкие». Первое, что я увидела – в творчестве есть два «жёстких звена» – это лобная и теменная кора. Определённые зоны лобной и теменной коры. Независимо от применяемого метода исследования – ЭЭГ, ПЭТ или ФМРТ, независимо от уровня креативности, независимо от группы добровольцев, независимо от модели, которую мы предъявляли, эти зоны работали во всех тестах, во всех методах, работали у всех людей.

– На основании сегодняшних исследований, я могу утверждать, что эти зоны являются «жёсткими звеньями» в творчестве. Между ними существуют очень сложные взаимодействия. Более того, при творчестве всегда работает весь мозг. Весь! Представьте себе мозг в виде новогодней елки, на которой висит гирлянда. Так вот, мозг работает весь, как светится вся елочная гирлянда. Но она светится не в постоянном режиме – огоньки загораются и гаснут, бегут по этой гирлянде. И две зоны будут сверкать всегда – это «жесткие звенья» (лобная и теменная кора), а остальные будут загораться и гаснуть, пробегая по ёлочной гирлянде – это «гибкие» звенья.

– Важно разделять, как на творчество смотрят психологи и физиологи. Для физиологов творчество – это любая нестереотипная деятельность, нестереотипная для мозга. То есть, если я ежедневно сочиняю стихи, то мой мозг перестает реагировать на написание стихов, как на творчество. С точки зрения психологии и искусства – это творчество, а для мозга уже нет. Вот отсюда получается, что когда мы говорим про мозг, мы говорим что это деятельность новая для мозга. Неизведанная. Нестереотипная. Поэтому он весь и работает. Почему? Он видит перед собой то, что раньше не видел. Он не знает, как реагировать.

– То есть если бы мы решили проверить на ФМРТ или ЭЭГ Александра Сергеевича Пушкина и попросили бы его написать стихотворение, то его мозг мог бы «сказать»: «А я не занимаюсь творчеством»?

– Абсолютно верно. В том-то и дело, Это-то и интересно. Видите, какая разница между психологическим восприятием и восприятием на уровне мозга. Поэтому я и сказала, что мы должны разделять эти понятия. То есть, если мы заставим мозг заниматься творчеством, он активируется весь, и там будут всё время работать определённые зоны лобной и теменной коры – это первый важный факт.

– Второй важный факт – это то, что эти две зоны находятся между собой в сложных взаимодействиях и это зависит от типа творчества. Я для себя увидела, что мы можем поделить творчество с точки зрения мозга всего на два типа, может их больше, но я пока нашла два.

– Первый тип – это когда нам дают проблему, мы с ней сталкиваемся впервые и «что хотим, то и воротим». Второй тип – это когда тебе дают задачу, которая жестко противоречит закреплённому в мозгу стереотипу, и твоя задача его преодолеть, чтобы таким действием совершить творческий акт.

– Когда у нас вид творчества, который я назвала «без стереотипа» – лобная и теменная кора работают в тандеме, они поддерживают друг друга, у них усиливаются связи.

– А когда у нас творчество со «стереотипами», связи между лобной и теменной областями разрываются. То есть, эти зоны работают обособленно.

– Только выполняя все время новое, ты будешь поддерживать мозг в творческом состоянии. Вот откуда, с моей точки зрения, и образуются «творческие импотенции» – я работаю, каждый день работаю, но я работаю уже по стереотипу, и результат даже может оцениваться высоко другими людьми, но для моего мозга всё – творчество закончилось. Это не происходит сразу. Это некий временной промежуток, и для творчества этот промежуток достаточно большой, чтобы мозг привык, и для него это стало рутиной. Это может длиться годами.

Фото: предоставлено Марией Старченко Фото: предоставлено Марией Старченко Фото: предоставлено Марией Старченко

Третью часть интервью Марии Старченко о тайнах творческого мозга и креативности ИА «Уральский меридиан» опубликует в следующую субботу 11 марта.

Интервью подготовила Ольга Иванченко

Мария Григорьевна Старченко – кандидат психологических наук, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург; научный консультант Мемориального кабинета академика Н. П. Бехтеревой в ИМЧ РАН; преподаватель лекционного курса «Психология и педагогика» для театроведов, режиссеров, актеров и аспирантов в Российском государственном институте сценических искусств.
Ученица выдающегося нейрофизиолога академика Натальи Петровны Бехтеревой (1924-2008 гг.), работала под ее личным руководством с 1998 по 2008 годы.

Вера Яковлева

Последние новости

В Красноуфимске открылась новая женская консультация

Обновленная консультация обеспечит качественную медицинскую помощь для женщин.

Прокуратура Ачитского района защищает права инвалидов

Проверка выявила нарушения жилищных прав местной жительницы-инвалида.

Налоговая реформа в сфере коммерческой недвижимости

Изменения в налогообложении затронут владельцев объектов коммерческой недвижимости.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Александрове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *