В условиях выживания...
Автор: Наталья ЧЕРНЫШОВА. Снимки Юрия Калугина С участием руководителей малого бизнес-сообщества в редакции «Алапаевской газеты» прошел круглый стол, где на повестке для обсуждений стоял один главный вопрос:
С участием руководителей малого бизнес-сообщества в редакции «Алапаевской газеты» прошел круглый стол, где на повестке для обсуждений стоял один главный вопрос: как выживают местные предприниматели и производители в условиях пандемии? Как отразились QR-коды на объеме продаж и количестве покупателей? Разговор получился горячим. Накипело. Назрело. Когда у каждого на пределе терпение, нервы... Но главное – никто не знает дальнейших прогнозов... Чего ждать, когда Свердловскую область накрыл новый штамм?
Алапаевск – город аптек и сетевых магазинов. Все чаще об этом твердят местные жители и приезжие. На одной только улице Братьев Смольниковых от вывесок названий аптек в глазах начинает рябить, а сетевые магазины расположены друг от друга порой на расстоянии квартала. Как работают при таком соседстве и в условиях ограничений предприятия малого бизнеса, которые сегодня переживают «смутные времена»? Даже закалку лихих 90-х и кризис в 2010-м предприниматели вспоминают как периоды временных затруднений. Коронавирус более жестко подставил подножку...
Хвастаться нечем...По информации руководителя Ассоциации малого предпринимательства города Алапаевска Александра Наумова, только в январе месяце нового года свои торговые точки в муниципальном образовании закрыли четыре предпринимателя: ИП Молоков и три предпринимателя из ТЦ «Кристина». Всего с начала пандемии в Алапаевске было закрыто порядка 30-40 торговых объектов, 15 процентов предпринимателей сменили регистрацию на самозанятость.
– С каждым днем выживать становится все сложней и сложней, – говорит Александр Валерьевич, – в итоге сокращение выручки влияет и на размер заработной платы сотрудников, которая, согласно Кодексу законов о труде (КЗоТ), на сегодняшний день составляет около 16 тысяч рублей.
Примерно в три раза сократилась выручка у магазина «Руслан».
– Нам становится не под силу выдерживать конкуренцию сетевых магазинов и сложившуюся эпидемическую обстановку: локдаун, QR-коды, – комментирует Татьяна Амирова, которая в предпринимательской деятельности 20 лет.
И если раньше в магазине мужских элитных сорочек работало 5 человек, то сегодня Татьяне Леонидовне приходится быть самой и продавцом, и директором магазина, так как сокращение для нее стало неизбежной и вынужденной процедурой. Неподъемным обременением для магазина «Руслан» является рост налогов и коммунальные платежи. В несколько раз сократилась и покупательская платежеспособность.
– Люди большую часть своих средств оставляют в аптеках и продуктовых сетевых магазинах, – говорит предприниматель со стажем, – остальное уходит на погашение коммуналки. И все... Например, из-за низкой рентабельности в Алапаевске уже были закрыты магазин бытовой техники «Норд» и «Gloria jeans». Если нам придется закрыться, то жители вряд ли поедут за сорочкой в столицу Урала... Пока держимся. Но силы на грани.
На 4-дневный график работы перешла и местный производитель колбасной продукции ИП Наталья Клещева, выручка ее предприятия сократилась на 15-30 процентов. Экономический спад производства руководитель ощутила уже с первой волной пандемии.
– Никакая формула вычисления коэффициента инфляции никогда не покроет роста цен, которые семимильными темпами движутся вверх, – прокомментировала Оксана Кукарская (ИП Н.Клещева).
Несоизмеримые уровни дохода и жизниСтоит заметить, что рост цен по итогам 2021 года на 2,6 превысил официальный прогноз правительства РФ. Согласно данным Росстата, продовольственные товары в декабре прошлого года подорожали на 1,36%, а в целом за 2021 год – на 10,62%, что в 1,6 раза больше показателя 2020 года. При этом плодоовощная продукция в декабре подскочила на 3,55% (в том числе на капусту – на 19,6%, огурцы – на 19,1%, чеснок – на 13,8%, виноград – на 7,8%), а в целом за 2021 год – на 13,98%. Существенно подорожала и гречка – на 4,1%, а также куриные яйца – на 3,9%, макароны – на 3,2%, сахар – на 2,1%.
Рост цен на непродовольственные товары в декабре равнялся 0,64%, а за 2021 год – 8,58% (4,79% было в 2020 году). Бензин в 2021 году подорожал на 8,84%.
И это только средние показатели, которые, как правило, от реальной статистики могут отличаться в несколько раз. Увы, ценовая динамика продолжает стремительно расти вверх и сегодня, невзирая ни на убытки местных производителей и предпринимателей, ни на банкротство, ставшее обычным социальным явлением, ни на условия выживания, в которых оказались не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и все население в целом.
Система двойных стандартов– О поддержке малого бизнеса сегодня говорят много, – комментирует директор мебельного салона «Виктория» Алекс Чехомов, – но по факту ощутить реальную помощь могут не все предприниматели. Например, согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), нашу отрасль посчитали непострадавшей (!) Хотя ноябрь и декабрь месяцы 2021 года для нас обернулись полным простоем. Почти за два года распространения пандемии нам не удалось получить ни копейки, никаких льгот, кроме отсрочки в Сбербанке, а с введением QR-кодов продажи в салоне сократились еще больше. Таким образом, когда необходимо закрывать магазины на период локдауна, мы подходим по ОКВЭДу, а когда оказать помощь – нет... Вот такие двойные стандарты, по которым нам приходится выживать, – констатировал Алекс Викторович.
Не попали в перечень пострадавших от пандемии сфер бизнеса по ОКВЭД и предприятия общепита.
– В итоге, – говорит предприниматель и руководитель двух заведений Лариса Сурнина, в банкетном зале кафе «Жемчужина» выручка сократилась аж до 70 процентов из-за ограничения проведения мероприятий, а в столовой – на 30 процентов. Все это, как снежный ком, привело к уменьшению зарплаты сотрудников и частичному увольнению.
Более 20 лет проработав в предпринимательской сфере, серьезные трудности ощутил на себе и Юрий Жуков, руководитель магазина «Салют», где с пандемией выручка, по его словам, сократилась ровно наполовину.
– Вот уже два года мы не можем отработать даже в школьный сезон. Для покупателей мы стараемся расширить линейку ассортимента. Не помогает. Плюс «ходовые» товары массово начинают завозить сетевики, в которых, кроме продуктов питания, все больше и больше появляются на витринах непродовольственные товары: бытовая химия, канцелярия, одежда, батарейки, игрушки... Мы без QR-кода и маски не имеем права обслужить покупателя, зато в сетевых магазинах обслуживают... Почему?
«Задолбали!»Введение free zone в Алапаевске стало настоящим криком души для Гегама Арутюняна, директора кафе-столовой «Мечта», который в общепите 3 года.
– Мы стараемся жить и работать в рамках закона, не нарушая указы главы Уральского региона. Каждый клиент для нас – важный гость, для которого мы стараемся приготовить новые блюда, разнообразить национальную кухню. Только почему не везде введенные требования работают одинаково?
Много критики и обсуждений у представителей малого бизнеса вызвала и работа пунктов выдачи интернет-магазинов OZON, WILDBERRIЕS, в которых, по словам предпринимателей, нет ни ламп, ни антисептиков, ничего... Неизвестно еще, какие могут прийти вирусы вместе с доставкой товаров, заявляют предприниматели.
Одним из пожеланий представителей Ассоциации малого бизнеса стала просьба, адресованная замглавы города Евгению Кургузкину – провести тщательную проверку алапаевских пунктов выдачи интернет-магазинов.
Кроме предпринимателей города, за круглым столом присутствовал и.о. директора СК «Зыряновский» Арзу Агаев, который отметил, что «смутные времена» пандемии отразились и на спортсменах. Не раз им приходилось возвращаться с соревнований, которые в последний момент отменяли. Но самое неприятное и накладное – это когда для участия в турнирах, чемпионатах и первенствах каждый раз – почти еженедельно (!) – спортсменам приходится сдавать ПЦР-тесты. За свой счет.
Обсудив основные моменты, Александр Валерьевич выразил благодарность главе города Сайгиду Билалову, который еще на встрече с алапаевским бизнес-сообществом обещал не наказывать местных предпринимателей. Стоит отметить, что за 4 месяца после проведения встречи никто из руководителей торговых объектов не был наказан.
– Гарантирую, что наши предприниматели неукоснительно соблюдают Указ губернатора Свердловской области УГ-255 и УГ-616, не нарушая ни масочного режима, ни пресловутых QR-кодов. Надеемся, что и в дальнейшем глава города свое слово будет держать, – заявил Александр Наумов.
К депутатам городской думы Александр Валерьевич обратился с просьбой подготовить и направить депутатское обращение в Законодательное собрание Свердловской области с тем, чтобы меры поддержки для предприятий малого и среднего бизнеса были предприняты государством на законодательном уровне.
– Почему нужно обязательно ждать конкретных примеров, чтобы что-то удалось сдвинуть с места, как, к сожалению, у нас часто бывает? Например, происходит трагедия, и в закон тут же вносят поправки… Нужно поддерживать местных производителей, потому что наша работа – это и налоги в местный бюджет, – завершил А.В.Наумов.
Кроме того, руководитель ассоциации попросил алапаевских парламентариев посодействовать и в организации встречи со специалистом ЕМУП «Спецавтобаза».
По мнению всех присутствующих, круглый стол прошел конструктивно.
Во вторник, 25 января, председателю городской думы Елене Мут были переданы все наказы и обращения представителей малого бизнеса, которые, по словам спикера, будут включены в повестку комиссии по социальной политике. Вопрос на контроле «АГ».
Последние новости
В Красноуфимске открылась новая женская консультация
Обновленная консультация обеспечит качественную медицинскую помощь для женщин.
Прокуратура Ачитского района защищает права инвалидов
Проверка выявила нарушения жилищных прав местной жительницы-инвалида.
Налоговая реформа в сфере коммерческой недвижимости
Изменения в налогообложении затронут владельцев объектов коммерческой недвижимости.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку