«Радуюсь каждому дню»: в библиотеке К7 прошла игра PRO_100 с Маргаритой Дорохиной

На встречу с Заслуженным учителем РФ пришли многие, кто Маргариту Дмитриевну знает, уважает, любит и просто хотел поблагодарить.

Маргарита Дорохина на игре PRO_100 /

На встречу с Заслуженным учителем РФ пришли многие, кто Маргариту Дмитриевну знает, уважает, любит и просто хотел поблагодарить.

Маргарита Дорохина – педагог с большой буквы. Большая часть ее жизни прошла в школе: сначала – ученица в школе № 2, а затем… А что было затем, рассказала сама Маргарита Дмитриевна.

Предыдущие игры в проекте PRO_100 Библиотеки К7 проходили по-разному: бывало так, что сам интервьюер выбирал себе вопрос, бывало, что эту работу доверяли залу. Маргарита Дмитриевна выбрала второй вариант выбора вопросов: «Так интереснее, правда?». Философские, семейные, смешные и грустные, вопросы, касающиеся учительской и председательской практики, – Маргарита Дорохина ответила на все.

Почему все-таки профессия педагога была Вами выбрана? Интересный случай из жизни учителя или призвание?

Меня учил замечательный педагогический коллектив второй школы. И, глядя на своих учителей, я понимала, что это очень достойная профессия. Достойная тем, что, передавая свои знания, люди создавали для нас подушку безопасности на будущее.

Началось все, наверное, в далеком детстве. Две моих тетушки (одна – медик, вторая – педагог) были моими кумирами. И я один день, когда играла с куклами, лечила их, другой день учила. Такое перепутье было еще до того, как я пришла в школу. А когда начала учиться, поняла, что мое – это школа. И когда прошло много-много лет, и я начинаю 55 год своего стажа и 44 год работы учителем (столько не живут, сколько я уже работаю), то хочу сказать, что я никогда, ни разу не покаялась в том, что я выбрала эту профессию.

Я вернулась в школу. Сердце мое – там, душа моя – там. Главное, что на работу я иду с удовольствием, с работы я тоже иду с удовольствием, потому что я знаю, что завтра будет новый день, новая работа, новые дети, которые ждут меня, а я жду встречи с ними.

Начала я свой педагогический путь старшей пионерской вожатой и учителем музыки в школе № 33. Моим сегодняшним детям, которым я провела первые уроки музыки, по 68 лет. А в 1972 году я провела свой первый урок географии в 7В классе – в нем учился Александр Михайлович Патрушев.

Я хочу сказать, что я выбрала удивительные предметы для преподавания – география, биология. Волей судьбы сейчас веду еще и уроки ОБЖ. Увидела, что там поле деятельности еще шире, чем в географии и биологии. Мне нравится, что я вернулась, мне нравится, что я работаю, мне нравится, что я нужна.

Какую сверхъестественную способность Вы бы хотели иметь?

Заглядывать в будущее. Потому что все, что прошло, я знаю. Все, что есть, я в этом. А вот что меня ждет, очень бы хотелось узнать.

Какая самая мудрая мысль, которую Вы когда-либо слышали?

Каждый день – необыкновенный, он дан каждому человеку как дар Божий. Бабушка моя всегда говорила: «Живи и радуйся каждому дню, каждой минуте, каждой секунде твоей жизни». Это, наверно, самое важное, и когда я поздравляю людей с какими-либо праздниками, когда разговариваю с ребятами, я всегда говорю: «Ребята, самое главное – радуйтесь тому, что вы живы, что вокруг вас люди и что вы можете пообщаться». Радуемся каждому дню.

Сейчас Вы находитесь на должности Председателя Общественной палаты БГО. Расскажите немного о вашей деятельности.

Знаете, неожиданная для меня должность. Когда-то мы были членами первой Общественной палаты, но я никогда не думала, что стану Председателем. У нашей предыдущей Общественной палаты очень хорошие традиции, очень сильный был состав. И когда нас избрали, в том числе и меня в декабре, и мы с января начали свою работу, задача была одна – не потерять те традиции, которые были, сохранить их. Ну и, конечно, преумножить. Избрано 33 человека, и это удивительные люди, неравнодушные, они хотят что-то сделать для жителей Берёзовского. Мне с ними легко, они видят идеи и проблемы, допустим, на приемах граждан, которые мы пытаемся как-то их решить, что-то сделать для того, чтобы улучшить жизнь всех березовчан.

Три момента можно обозначить:

Первый вопрос, который вообще рассмотрела наша Общественная палата, – оказание бесплатной медицинской помощи в поселках жителям старшего поколения. Мы проехали по всем поселкам, посмотрели, как обеспечивают специалистами, как берутся анализы, есть ли возможность работать скорой помощи, и так далее. Мы увидели проблемы и порекомендовали, как их решить.

Вторая проблема, которую мы смотрели, – питание детей в школьных столовых. Как они обозначены, что имеется, какие проблемы обозначают ребята, чем кормят, как оборудованы школьные столовые. И тоже нашли проблему: ребята жаловались на то, что бывают холодные блюда. В маленьких школах устранить проблему легко, а вот в большой школе, когда в одну перемену надо накрыть 180 блюд, наверное, это невозможно.

В городе живут не одни автомобилисты, есть еще и пешеходы. И для пешеходов тоже надо создавать условия. И мы понимаем, что у города денег особо нет, но когда реконструируются дороги, по пути просим денег и на тротуары. Мы проехали по всему Берёзовскому, увидели слабые места, посмотрели, где нет тротуаров.

Мы не говорим, что завтра эти вопросы решатся, но мы думаем, знаете, о чем? Что, задавая какой-то вопрос власти и Думе, мы их оставляем на контроле и потихонечку будем добиваться их решения. Говорят: «Вода камень точит». Мы стараемся работать по такой же технологии.

Мне нравится работать с людьми. У нас все работают на общественной основе, за свою работу мы не получаем деньги. В Общественной палате люди, которые просто хотят быть нужными и полезными нашим березовчанам.

Расскажите самый запоминающийся случай из Вашей педагогической практики.         

Никогда, наверное, это не забуду. Я была молодым учителем, еще не знаю, как и что. А дети встречались разные. На первом году моей работы был ученик. Сидят остальные ребята, рот открыв, слушают, и вдруг мальчик говорит: «Маргарита Дмитриевна! Один у нас выползает из класса». Я говорю: «Ребята, пусть ползет. Сходит в туалет и вернется обратно».

Можно было ведь сказать: «Куда ты там?», но я подумала, пусть ползет себе тихонечко, а мы продолжим. И вот как мне это в голову пришло… Никто и не подсказывал.

Вообще разных смешных случаев много. Ребята часто их вспоминают. К сожалению, я не запоминала их, но знаете, что самое главное для меня? Что эти случаи такие безобидные, проколов никаких не было. В моей жизни я сейчас встречаю ребят-старшеклассников, которые уже выпустились, которых я учила. Они все улыбаются. А раз улыбаются, значит, им было со мной хорошо. Поэтому смешные случаи наверно есть, но они не настолько дороги.

Чему Вас научил Ваш личный горький опыт?

Никогда не отчаиваться. Понимать, что ты не один в этом мире, что обязательно есть поддержка в лице семьи, коллег, друзей. И что мир не без добрых людей. Это раз и навсегда.

Когда бывают какие-то проблемы, когда слезы наворачиваются, я сочиняю стихи, беру баян в руки, сижу и пою песни. Это утешение самой себя. Я даже себе сочинила такие стихи:

Я живу обыденно и просто,

Строже всех сужу себя сама.

Мне, к примеру, не хватает роста,

Иногда побольше бы ума.

Я такая, как и все, обычная,

У меня есть и достоинство, и честь.

Жизнь не преподносит мне подарков,

Но как здорово, что я на свете есть!

И вот мой горький опыт говорит мне как раз о том, что как же здорово, что я на свете есть. Потому что если я появилась на свет, значит, это кому-то было нужно. В первую очередь моим родителям, которые во мне видели жемчужинку. Даже мое имя переводится как жемчужина. Я для них и была жемчужинкой, единственной дочерью. И вот то, что я есть на свете, думаю, это самое важное. «Все можно преодолеть, – говорила моя бабушка, – кроме смерти человека». Все преодолимо.

В человеке Вы бы выбрали ум или внешность?

Конечно ум, потому что человек красив душой, своим интеллектом. И если сначала ты видишь красивого человека перед собой и начинаешь с ним общаться, то если он недалек, буду так говорить, ты потихонечку от него отходишь, не говоря ему ни о чем. А если человек умен, он обязательно талантлив, обязательно интеллектуален, обязательно воспитан, с умным человеком всегда общаться интересней. Поэтому, конечно, ум.

Чего не хватает нашему образованию сегодня?

Я понимаю, что за годы, сколько я работаю, образование испытывало разные ситуации. Было время, когда можно было легко творить, легко общаться с детьми, потому что не было огромного количества бумаг, которыми сегодня завалили наших учителей, завучей, руководителей школ.

Сегодня нашему образованию не хватает того воспитательного потенциала. Дети очень умные, с ними очень интересно, потому что иногда они знают больше, чем мы, лучше, чем мы. Они владеют такими технологиями, которыми, может быть, не владеет учитель. Но никогда никакая техника не заменит учителя, живое общение. Сегодня мы воспитываем прагматиков, воспитываем умных. Хочется воспитывать еще и воспитанных вместе с семьей, вместе с самим ребенком. Может быть, это и есть самое важное предназначение учителя.

Если бы Вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?

Что бы я сказала за 30 секунд?.. Люди, мы все земляне. Мы все – жители одной Земли. Очень хочется мирного неба, очень хочется жить на чистой планете и очень хочется дружбы во всех отношениях. Люди родились для того, чтобы жить, а не для того, чтобы воевать. И это, наверно, самое важное, главное, о чем говорило наше старшее поколение. И я тоже говорю это, как сказал бы кот Леопольд: «Давайте жить дружно!».

О чем Вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?

Я не умею рисовать. Мой папа отлично рисовал, в том числе лошадей. Я многое умею, он меня многому научил. Многому меня научили и дети. Но вот рисовать я не умею. Я думаю, что, может быть, когда-нибудь в следующей жизни я этому научусь. И кто знает, а может быть, сидя дома, когда не буду уже работать, у меня проснется талант художника. Я всегда завидую тем, кто видит прекрасное и умеет отобразить это на холсте. Мне кажется, это дар Божий для людей.

Считаете ли Вы себя приятным человеком?

Наверно, я приятна в общении, потому что я умею общаться, уважаю каждого, с кем я общаюсь. Я человек, который бесконфликтен, из каждой ситуации нахожу позитивный выход. У меня практически нет врагов, потому что я к каждому человеку отношусь, как относилась бы сама к себе.

Может быть, я себя преувеличиваю, но мне кажется, со мной приятно. Если не так, скажите, что это не так.

Расскажите о своей первой работе.

Представьте себе: 1968 год, я закончила 10 класс, решила поступать на учителя русского языка и литературы. Сдала экзамен по русскому языку… и тут встречаю свою учительницу. Она говорит: «Рита, ты что? Ты всю жизнь будешь проверять тетрадки! Ты куда лезешь? Давай куда-нибудь в другое место». Я походила-походила и на второй экзамен просто не пошла! Родителям сказала, что я просто не сдала.

Время подходит, надо выходить на работу. Пришла в свою школу № 2, они говорят: «Вы знаете, у нас нет мест». Я пришла в Управление образования, где мне сказали, что есть место старшей вожатой в школе № 33. Я понятия не имела, что это за школа. И вот я переступаю порог этой школы вместе с еще одной девушкой, искавшей работу, и директор этой школы Зинаида Андреевна Турчанинова говорит: «У меня есть две вакансии: учитель физкультуры и учитель музыки». Думаю: «Какой же из меня учитель физкультуры?». Я была крупненькая. Выбрала учителя музыки, а та девушка стала учителем физкультуры.

Учитель музыки так учитель музыки. Прихожу на первый урок… А мои дети младше меня всего на 4 года! Господи, какой там учитель музыки? Ну, думаю, так: на баяне играть умеем, а потому объявим песню: «Оранжевое небо, оранжевое море…». Я с этой песней захожу в класс и говорю, что первое, что мы будем делать, – это петь! Они такими глазами на меня уставились! А я села прямо на первую парту, взяла в руки баян и говорю: «Новая песня, давайте разучим!». И с этого момента мы пели все вместе, я вместе с ними.

Наверно, я не так учила их нотной грамоте, не так учила музыкальной литературе. С меня никто не требовал рабочую программу, как требуют сейчас. Какие-то планы писала, какие-то песенки учила: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си, кошка села на такси и поехала в музей, заплатила сто рублей. А котята подцепились и бесплатно прокатились». Это я разучивала с маленькими детками, нотки учила.

Но самое главное, что я получала от этих уроков, – у детей горели глаза. Они радовались урокам, очень хотели со мной вместе петь. И они пели: кто мог, кто не мог, кому медведь на ухо наступил… Пели все! И сейчас, когда встречаемся с этими ребятами, они мне говорят: «Маргарита Дмитриевна, мы помним Ваши уроки!». Столько лет прошло, а они помнят мои уроки! Еще для меня это было доверие директора: мне доверили детей, настоящую работу. И я не только развлекаю, прыгаю в пионерской организации, но и веду уроки. Это было, знаете, таким чувством гордости и ответственности.

А начиная с 18 лет, я водила детей в многодневные походы по всему Уралу. Когда родился Алексей Владимирович, мы его на себе носили в поход. А когда родился Дмитрий Владимирович, мы в палатках на областном турслете, а он у нас у костра спал. Походная жизнь была вторым увлечением, хобби, второй стороной жизни, познанием родного края. Удивительные красоты! Когда утром встаешь, а рядом с тобой гора и солнце за этой горой выходит, рядом водная гладь – такая красотень, ты думаешь, ну правда, удивительна природа, удивительные люди! Как здорово, что мы на свете есть!

Если бы Вы могли стать другим человеком, то каким бы Вы стали?

Никогда не думала, что буду чиновником. Я понятия не имела, чем занимаются в нашем Белом доме (сером точнее), и поняла только тогда, когда поработала в Общественной палате и в Думе. И о том, что буду когда-то замом главы по социальным вопросам, даже в мыслях не было, даже нигде не закрадывалось. Первое, что я там увидела, что люди, которые там сидят, не бюрократы и не чиновники. Они работают для того, чтобы помочь человеку в решении его проблемы. Люди приходят туда с проблемами, и их приходится решать.

И вот, наверное, если бы я была другим человеком, я бы не могла овладеть и этим качеством – быть человеком, работающим и с бумагами, и с людьми. Я всегда бумаги отметала в сторону, а вот с людьми я работала. Наверно, я бы выбрала тоже профессию, связанную с людьми – либо медицинский работник, либо психолог, гид, экскурсовод или социальный работник. Но не с бумагами работать…

Я поражаюсь сейчас тому, как учителя все успевают. Смотрю на них теперь немного с другой позиции, как они успевают уроки вести, отчетностью заниматься, готовить всю документацию, и самое главное – уметь общаться с детьми, находить для этого время, оставаться человеком в прямом смысле слова. Когда-то нашу школу министр образования Валерий Нестеров назвал «школой с человеческим лицом». Это как раз и отличает наш коллектив. Я думаю, что близкое общение с людьми – это всегда мое.

Каким был лучший день Вашей жизни? Почему?

У меня их два… Потому что у меня два сына, которые родились один 12 сентября, а второй – 23 июня. Это счастливый миг моей жизни, я счастлива, что у меня есть возможность быть мамой, а теперь уже и в других ипостасях. Я любимая свекровь, я бабушка – у меня есть замечательная внучка Полиночка и замечательный внук Саша. И я прабабушка – у меня есть правнук Лёвочка. И мы ждем еще одного правнука. Пока не скажу, когда, но мы надеемся, что все получится. Это лучшие дни в моей жизни. Все события в моей семье – это дни, когда я счастлива.

Расскажите о самом большом провале, который когда-либо был в Вашей жизни.

Нельзя сказать, что был большой провал, но надо сказать, что бывают горестные минуты, когда ты собой не доволен. Начинаешь копаться в себе, думаешь, почему так получилось. Конечно, это связано с работой. Когда работала директором, я очень переживала, когда что-то не так идет, когда были какие-то проблемы, которые заставляли волноваться, переживать не только меня, но и мой коллектив. Но мы выходили из этого с честью.

Таких мгновений было не так много, потому что один горюет, а семья воюет. Для меня коллектив школы № 5 – моя семья. Меня ни разу не оставили один на один в моменты какой-то горести, каких-то проблемных ситуаций. Они видели, что надо сделать. Мы помним ночи с какими-то отчетами, когда надо было что-то делать быстро и на ходу. Мы это пережили.

Поэтому эти провалы не остались в памяти. Если бы я была один на один, это было бы труднее. А так справились коллективом – большой семьей.

Какие советы Вы можете дать молодым педагогам?

Нравится мне работать с молодыми педагогами. Они такие непосредственные. И когда я на них смотрю, я себя вспоминаю. Какие же мы были! Соберемся на комсомольское собрание, и каждая из нас давала советы, как быть и что делать.

Сегодня я бы сказала молодым: смотрите на тех, у кого уже есть профессиональный опыт. Не бойтесь приходить к ним на уроки, задавать вопросы, показать, что вы что-то не знаете. Потому что я сама всю жизнь учусь. У меня три высших образования, но я сегодня пришла к одной учительнице и сказала: «Ты будешь моим наставником». Мне дали классное руководство, а я 10 лет не была классным руководителем, она будет моим наставником по классному руководству. Потому что я тоже хочу учиться и быть реально классным руководителем. Поэтому молодым надо говорить так: есть разные пути, у тебя он будет свой. Но чтобы его иметь – смотри и учись!

Вот идешь по улице, ругаются, через слово мат. Это в школе тоже так же происходит?

Если мы слышим, когда ребенок выражается нецензурной бранью, мы, конечно, его остановим. Но иногда мы и не слышим. Ребята ведь очень хитрые, они это делают и на улице, когда нет взрослых. Я думаю, что при мамах и папах не каждый матерится (и не будет), потому что редко когда родители при детях употребляют нецензурные слова. А матерятся они от того, что хотят казаться взрослыми. Они не понимают, что не в этом взрослость человека. Не понимают, что они, общаясь таким образом, наоборот показывают свое бескультурье.

Как бороться с этим? Я думаю, только убеждением. Если бы мы, взрослые, проходили мимо и говорили: «Ребята, вы знаете, мне неприятно слышать, как вы говорите». Хотя мы ведь тоже начинаем побаиваться, если идет огромная толпа, попробуй сделать им замечание.

Работать надо индивидуально. Может быть, нам в школе чаще говорить, может быть, с родителями говорить на эту тему, чтобы они понаблюдали за своим ребенком. Самое главное, что родители своих детей не видят, не знают такими. Если бы они могли словно через скрытую камеру увидеть своего ребенка таким, наверно, каждый папа или мама нашли бы слова убеждения. Но я считаю одно: это наша беда в том, что мы допустили возможность употребления нецензурной брани, что мы всем миром не встали против этого – ни семья, ни старшее поколение, ни мы, педагоги. Мы сегодня как-то, может быть, не так реагируем на это. Но ведь обратите внимание: иностранные фильмы, соцсети, наши журналисты-ведущие могут употребить нецензурную брань. И это с легкой руки, просто так.

А ребята как губка все впитывают. Иногда идут взрослые, пьют пивко спокойно и с мата на мат разговаривают. А за ними идут маленькие дети. Они понимают это так: почему они могут это себе позволить, а я не могу? Поэтому, знаете, тут каждому надо бороться и биться за своего ребенка. Если бы каждая мама и каждый папа взял своего и научил, что так не должно быть, что так нельзя выражаться, что дома так не говорим…

Я детям рассказала анекдот на уроке: чем отличается мат от диамата? Диалектический материализм не знает никто, но культурный человек делает вид, что он знает. Мат знают все, но культурный человек, делает вид, что он его не знает. Это и есть убеждение – потихонечку показывать пример красивой речи, красивого общения. И начинать надо с себя.

Какую одежду Вы считаете самой комфортной?

Для меня самая комфортная одежда – спортивная и джинсы, потому что я человек по натуре легкий на подъем, быстро двигающийся. Мне надо, чтобы одежда была удобной.

Терпеть не могу халаты. Брюки, футболочка, рубашка – и вперед!

Есть ли у Вас советы для родителей первоклассников или тех, кто собирается в школу?

Конечно, есть. У каждого родителя, бабушки или дедушки, когда ребенок идет в первый класс, страшная тревога: а как будет его или ее ребенок в этой школе? Насколько ему будет комфортно, полюбит ли его учитель, как он будет общаться с другими детьми?

И это нормальное состояние. Я знаю, что последнюю ночь перед 1 сентября многие родители даже не спят, переживают, вспоминают свое детство, себя. Им хочется, чтобы так же было для их детей. Хочу сказать родителям первоклассников – коль вы доверили своего ребенка этому образовательному учреждению, школе, гимназии, этому учителю, доверяйте до конца. Как можно чаще общайтесь с учителем (только не ночью, а в нормальных условиях, когда можно задать вопросы)! Если вас что-то тревожит, не оставляйте эту тревогу в себе, сбрасывайте с плеч, задайте вопрос – вам обязательно компетентно на это ответят. Редкий учитель отправит кого-то: «Я не могу помочь, у меня нет времени!». Большая часть педагогов заинтересована в контакте с родителями.

А самое главное – поверьте в своего ребенка. Он талантлив, умен Он приспособится и будет понимать те требования, которые ему предъявляются. Только не все сразу. Мы-то ведь как хотим – хоп! – и он уже пошел вперед и с песней! Нет, должно пройти время. Один быстрее приспособится, другой – медленнее, но это обязательно случится. И если вы поверите в ребенка, будет обязательно хороший результат.

Пользуетесь ли Вы чужими советами?

Пользуюсь. Самые важные чужие советы – моей бабушки. Получается, и не чужие... Казалось, что когда она нас воспитывала, нам в одно ухо влетало, в другое вылетало. Но я сегодня уже говорила об этом 11-классникам, что, оказывается, что-то в голове осталось. Сейчас слова бабушки, ее голос, интонацию ее слышу.

Я думаю, что чужой совет, конечно, важен, но другой вопрос, как ты к нему относишься. Можно выслушать этот совет, но принять свое решение. А можно выслушать совет, пойти по следам этого совета и понять, что он был не напрасным. Но обязательно должна быть своя голова на плечах. Все равно надо этот совет пропустить через себя.

Поэтому чужой совет – хорошо, но своя голова лучше.

У Вас есть песня, которая спета как будто про Вас?

Наверное есть. И таких песен, скорее всего, много. Но сейчас я не вспомню так сразу такую песню. Хотя на ходу…

«Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди. И хотя нам прошлого немного жаль, но лучшее, конечно, впереди». Эта песня отражает мое внутреннее состояние.

Часто ли Вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»?

Если я хочу сказать «нет», то я говорю «нет». Но если я хочу сказать «да», но надо сказать «нет», я лучше промолчу.

Иногда приходится говорить «да», потому что не все делается по щучьему велению, по слову «хочу». Я понимаю, что есть слово «надо». Партия сказала: «Надо!» – комсомол ответил: «Есть!». И в этом плане иногда надо себе внутренне сказать «да». А уж если сказал «да», держи свое слово и сделай все, чтобы оно было выполнено.

Вы бы предпочли ездить на велосипеде, кататься на лошади или водить машину?

У меня был опыт, когда меня посадили за руль. Я чуть не сшибла колодец и не влепилась в дерево, а потом мне мой муж сказал: «Так. Больше эту женщину за руль не сажаем».

Я с детства люблю велосипед. Были случаи, когда я ездила на работу на велосипеде. Мои дети, родители и кто ехал мимо даже поворачивали голову и останавливались, когда видели Маргариту Дмитриевну на велосипеде, которая едет на работу. Думали: «Нормально!».

С лошадью опыта не было. Погладить могу, покормить могу, но никогда не сяду. Мой Боливар меня не выдержит!

У вас когда-нибудь был тайный поклонник?

Наверное, поклонники и были. Потому что я же такая – если пришла куда-то в гости, всех вокруг себя собираю. Был случай, когда я вела свадьбу у моего брата, играла на баяне, всех веселила, подходит молодой человек и говорит: «Ой, как жаль, что я уже женат!». Я думаю, так это же хорошо, что ты уже женат!

Поэтому, возможно, поклонники были, только никто никогда не признавался. Кроме собственного мужа, кроме него мне никто никогда в любви не признавался.

Что вдохновляет Вас в жизни?

Я уже говорила где-то ответ на этот вопрос. Вдохновляет то, что я нужна, востребована, что я сегодня живу жизнью моих современников, не замкнулась в маленькой коробочке. Я нужна моей семье, моим коллегам, моим друзьям, может быть, и членам Общественной палаты. А когда буду не нужна, я почувствую и только тогда скажу себе: «Стоп».

Если бы Вы написали книгу, то какое дали бы ей название?

Я пишу книгу про свою семью, про свою бабушку, про меня и моих детей. Пишу ее давно, потихонечку, по главе, понемножку. Хочу оставить моим внукам, правнукам историю моей семьи. Называю ее так: «О главном в моей жизни».

Если бы Ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?

«И это все – о ней».

Можно ли с уверенностью сказать, что Вы счастливый человек?

Когда-то я выходила на сцену и говорила себе, что я удивительно счастливая женщина. Я состоялась как профессионал, как мама, как бабушка, как свекровь. Я состоялась как коллега, как подруга. Это все и есть счастье, потому что его одним словом не опишешь. Да, я счастливый человек, хотя безоблачных дней не бывает.

Тут, наверное, нельзя сказать: «Я счастливый, хожу и радуюсь!». Надо понимать, что счастьем нужно еще и делиться.

Какое Ваше любимое домашнее животное? Есть ли у вас питомец?

У меня были кошечки. Но, к сожалению, когда мы жили в своем доме рядом с дорогой, они выбегали нас встречать, и многие из них гибли. После этого я сказала: больше ни одной кошки. И вообще – никого.

Но у моих детей есть собачка Пумочка, есть кошечки Заинька и Пуся. Они их очень любят. А когда меня с ними оставляют один на один, они приходят ко мне и дарят свою ласку. Мне этого достаточно.

Что для Вас значит успех?

Успех – это признание. Признание того, что я есть, что мои дети имеют результаты, что в моей семье все ладно и мирно. Я думаю, что это еще и признание людей, которые меня окружают. Но это не Олимп, на который, как бабушка говорила: «Забраться наверх легко. Падать – больно».

Откуда в Вас столько силы?

Наверно, от моих родителей. Они были простыми, обыкновенными людьми: папа – каменщик, мама работала в начале продавцом, дальше на шахте, потом экспедитором на предприятии. Я научилась у них самым важным вещам. Они всегда были общительны, уважали своих соседей, умели общаться и всегда помогали людям.

К маме приходили вообще все, и она всегда всех встречала с распростертыми объятиями. Я училась у нее быть открытой и то, что я открыта для общения, для друзей, и дает мне силу. Да, люди, с которыми ты общаешься, дают тебе силу. И это самое важное. Общаясь с вами, я всегда чувствую поддержку.

Иногда человек просто подойдет и подержит за руку, иногда просто скажет: «Как вы сегодня хорошо выглядите». И думаешь – и правда! Плечики расправишь – и вперед, на амбразуру ДЗОТа! Поэтому я скажу, что, наверное, сила от тех людей, которые тебя окружают, тех детей, которых ты учишь, от семьи. А дар Божий уметь общаться и быть человеком – от своих родителей и от моей бабушки.

Автор: Анна Речкалова

Последние новости

В Красноуфимске открылась новая женская консультация

Обновленная консультация обеспечит качественную медицинскую помощь для женщин.

Прокуратура Ачитского района защищает права инвалидов

Проверка выявила нарушения жилищных прав местной жительницы-инвалида.

Налоговая реформа в сфере коммерческой недвижимости

Изменения в налогообложении затронут владельцев объектов коммерческой недвижимости.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости во Владивостоке, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *