Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки

Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки

Под термином High-resolution audio (HRA) скрывается набор технических требований к качеству цифрового звука, нашедший свое отражение в стандарте Master Quality Recording. Данный стандарт объединяет несколько коммерческих и свободно распространяемых форматов звуковой записи, также известных как программируемые аудиокодеки. Форматы Hi-Res в свою очередь представляют собой звук высокого разрешения, который записывается в аудиофайлы. Интересно, что они позволяют воспроизводить аудио-треки максимально близко к оригиналу и получать самые яркие впечатления от прослушивания музыки.

Что такое Hi-Res и почему он важен?

Hi-Res - это аудио, воспроизведение которого сохраняет качество звучания и передает его слушателю максимально точно. У этого формата есть высокий частотный и динамический диапазоны, что является его ключевой особенностью.

Частота дискретизации, измеряемая в килогерцах, определяет, сколько раз в секунду аналоговый звук обрабатывается и превращается в цифровой сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем точнее воспроизведение будет соответствовать исходной мастер-записи. Например, частота дискретизации 96 кГц означает, что данные обрабатываются 96 000 раз в секунду.

Разрядность же или «битность» определяет, насколько подробно звук закодирован в файле. Чем выше разрядность, тем точнее описан звук, больше его красок и оттенков. Высокая разрядность также дает более плавное и четкое воспроизведение, без видимых фрагментов. Однако высокая разрядность увеличивает размер файла.

Заметим, что частота дискретизации и разрядность являются неотделимыми параметрами, которые дополняют друг друга. Поэтому, чтобы получить звук высокого качества, требуются высокая частота дискретизации и высокая разрядность.

Аудиофайлы в формате Hi-Res являются контейнерами, в которые упаковывается аудиосигнал, сжатый при помощи кодека. Причем стоит помнить, что после сжатия звук по математическим алгоритмам «разворачивается», возвращая себе исходную полноту звучания.

Для того, чтобы потребители музыки могли получать точное представление об источнике мастер-записи и качестве аудио-треков, был разработан стандарт Master Quality Recording. Он включает в себя четыре типа маркировки, которые отображают определенный источник записанного звука. Это MQA, MQC, MQD и MQP.

Когда говорят об Hi-Res на цифровых «мастер-записях», подразумеваются цифровые записи, которые имеют более высокую частоту дискретизации и/или разрядность, чем на стандартном CD-носителе. Таким образом, для Hi-Res Audio характерно наличие частоты дискретизации выше 44,1 кГц и разрядности выше 16 бит. Все вышеупомянутые студийные форматы могут быть перекодированы для массового распространения в файлах с различной степенью сжатия, с потерями информации и без потерь.

Чтобы использовать Hi-Res устройства и аудио-треки, требуется его возможность воспроизводить контент с параметрами 96 кГц/24 бит или выше.

Заметки о Hi-Res Audio и High Definition Audio: где используется и какие форматы файлов существуют

Hi-Res Audio (HRA) и High Definition Audio (HDA) - два основных типа аудио, которые используются в цифровой записи и воспроизведении звука. HRA относится к звуковым форматам, основанным на программном уровне, тогда как HDA - это спецификация Intel для аппаратных аудиокодеков.

Аппаратное обеспечение, соответствующее спецификации HDA, должно удовлетворять более жестким требованиям, чем HRA, а именно: должен использоваться 32-битный звук при частоте дискретизации 192 кГц для двух каналов или 96 кГц для восьми каналов (7.1).

Существует множество различных форматов файлов, в которых записываются HRA-аудиофайлы. Они используются в различных сферах, и каждый формат имеет свои преимущества.

Профессиональная сфера - здесь используются эталонные форматы файлов без сжатия данных (no compression), которые предназначены для создания и обработки цифровых мастер-данных. Некоторые форматы, такие как Super Audio CD, имеют огромный размер, поэтому их удобнее хранить на объемных серверах и физических носителях.

Бытовая и полупрофессиональная сфера - здесь используются популярные форматы с сжатием данных без потери качества (lossless data compression). Эти форматы легко помещаются на DVD, флешку и доступны для загрузки в специализированных онлайн-магазинах.

Бытовая сфера - наиболее удобный и быстрый способ прослушивания и загрузки музыки это через интернет-ресурсы. Популярные сервисы потокового воспроизведения музыки (стриминг) используют ультрасовременные технологии, такие как MQA, которые снижают требования пропускной способности мобильного интернета. Для прослушивания нужно приобрести потоковый плеер и платить небольшую арендную плату. Это быстрый, удобный и недорогой способ расширения своей музыкальной библиотеки.

Сравнительный обзор Hi-Res аудиокодеков: какой формат подойдет лучше всего?

Среди аудиофилов довольно распространено мнение о том, что наилучшее качество звука обеспечивают форматы, не использующие сжатие, такие как DSD или WAVE. При этом, необходимо иметь высококачественную аппаратуру для воспроизведения данных форматов. Для других меломанов же, для которых важна степень сжатия без потери качества, ведь это позволяет экономить терабайты памяти, может быть интересен другой тип форматов. А для третьих пользователей, которые ищут музыку в Hi-Res, возможность быстрого поиска и воспроизведения музыки из любого источника имеет важное значение. Особенную ценность для них представляют форматы, подходящие для потокового аудио.

Давайте рассмотрим некоторые Hi-Res форматы более подробно, обсудим их преимущества и недостатки, а также определим, какой кодек лучше всего подойдет для слушателя.

Форматы WAVE, разработанный Microsoft и IBM, и AIFF, созданный Apple, не могут быть названы новинкой, так как это одни из первых цифровых аудиокодеков, которые были в состоянии хранить звук без сжатия. Эти форматы были наследниками IFF (Interchange File Format), который послужил основой для создания еще около 30 форматов различного назначения.

WAVE является подтипом формата RIFF, предназначенным для хранения звуковой информации, тогда как AIFF был создан по прямому наследию от IFF (см. рис. 1). Оба формата в этом смысле являются «братьями» или даже «клонами», поскольку они используют метод кодирования звука без потерь — несжатую линейную импульсно-кодовую модуляцию Linear PCM, или LPCM, который сохраняет все тонкости звучания. Именно поэтому меломаны и профессиональные аудио эксперты до сих пор используют LPCM для получения звука максимального качества.

Оба формата могут хранить звук с глубиной 32 бит и допускают шесть каналов, как и в WAVE, так и в AIFF. Однако, максимальная дискретизация частоты у AIFF составляет 192 кГц, в то время как у WAVE она не ограничена. Это значит, что можно записать мастер-запись Hi-Res-качества на уровне «96 кГц/24 бит PCM» или «192 кГц/24 бит PCM», который становится все более популярным.

Одним из преимуществ кодеков WAVE и AIFF является то, что они имеют простую структуру, которая позволяет легко обрабатывать аудиофайлы и редактировать их в любом звуковом редакторе. Благодаря их распространенности, они могут быть проиграны на любом существующем медиаплеере, стереосистеме или другом устройстве.

Однако, одним из недостатков и AIFF, и WAVE является их неизбежно большой размер файла. Это усложняет передачу этих файлов через интернет и их увлечение с собой на портативных устройствах. Даже минута двухканального стереозвука 44,1 кГц / 16 бит в формате WAVE будет занимать примерно 10 мегабайт.

В настоящее время, WAVE и AIFF являются широко используемыми наиболее распространенными кодеками, которые заняли свою заслуженную нишу как основное средство для создания аудиоархивов и файлов для прослушивания музыки дома, сохраняющих всю красоту и глубину звучания сложных оркестровых, вокальных и джазовых композиций.

DSD и DXD: Новые форматы архивных звукозаписей

В начале XXI века формат DSD был создан в качестве цифрового хранилища архивных звукозаписей Sony Music. Он быстро получил репутацию идеального цифрового формата для сохранения уникальности звукового наследия человечества. Позднее, специально для профессионального редактирования при создании SACD, был разработан формат DXD. Технология записи DSD заключается в переводе аналогового аудио-потока в онлайн формат, при этом размеры частоты искусственно увеличиваются до 2 822,4 кГц или 5 644,8 кГц, которые в первом случае кратны 64, а в другом – 128. Неперезаписываемые диски SACD (Super Audio CD), предназначенные для проигрывания многоканального (до шести каналов) звука, создаются в формате DSD.

Несомненным преимуществом DSD является частота дискретизации. Мастер-запись содержит малейшие модуляции аудио-сигнала и минимальное количество шумов и искажений. Это позволяет получить качественный и естественный звук на выходе. Cтандартный динамический диапазон DSD составляет 120 дБ/20 Гц - 20 кГц; при расширенном диапазоне до 100 кГц, повышенные шумы вне слышимого диапазона.

Тем не менее, DSD имеет ряд недостатков. Во-первых, он является форматом для оптических носителей. Раскрыть всю прелесть звуковой магии можно только на дисках SACD при помощи соответствующих проигрывателей, в то время как на обычных CD-плеерах она исчезает. Во-вторых, редактирование и перезапись могут быть затруднительными из-за этого формата. Это можно сделать только с помощью специального ПО, ЦАПа или конвертеров. Третьим минусом является ограниченный объем композиций, доступных в данном качестве, что вызывает недовольство у любителей музыки.

На протяжении длительного времени DSD использовался преимущественно профессионалами. Однако с течением времени он стал доступен и широкой аудитории в интернете, хотя приобретение авторских дисков и дорогостоящего оборудования по-прежнему остается проблемой.

FLAC и ALAC – два наиболее используемых HRA-кодека, принадлежащих к категории «lossless data compression». Они обеспечивают сжатие аудиоинформации без потерь, сохраняя идентичность оригинала. Можно назвать их «братьями-близнецами», за исключением того, что ALAC имеет «яблочную окраску». Несмотря на это, существуют некоторые технические отличия между ними.

FLAC обеспечивает более высокое время и скорость декодирования, а также предлагает полноценные настройки сжатия, включая медленное/сильное, быстрое/слабое и промежуточные варианты. Тем не менее, если вы пользуетесь продукцией Apple, ALAC предпочтительнее, поскольку iOS, iTunes, AirTunes и QuickTime поддерживают только этот кодек.

Возможности FLAC включают расширенную функцию обработки аудиофайлов, называемую «ReplayGain», которая позволяет определить пиковый уровень записи и равномерно снижать уровень громкости всего трека. Кроме того, FLAC поддерживает максимальную частоту дискретизации 350 кГц, в то время как ALAC — 384 кГц.

Несмотря на все различия, FLAC и ALAC обладают общими чертами, такими как поддержка 8-канального звука, устойчивость к ошибкам записи и возможность поиска внутри содержания файла. Они также не включают в себя средства цифрового управления правами (DRM -защиты от копирования).

Окончательный выбор между этими двумя кодеками зависит от индивидуальных предпочтений, а также от того, кто и как кодировал конкретные аудиотреки. Тем не менее, благодаря своей популярности и широкой поддержке, оба кодека представляют отличный выбор для пользователей, предпочитающих высококачественное звучание без потери качества.

MQA, что означает Master Quality Authenticated, является новым и весьма популярным форматом цифровой музыки, который эффективно поддерживает передачу HRA-файлов потребителям. Он был разработан в 2014 году в британской лаборатории Meridian Audio и представлен общественности через год на выставке CES-2015 в Лас-Вегасе. Сегодня проект поддержки и продвижения аудиокодека выделен в отдельную компанию с одноименным названием.

В мае 2016 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) приняла решение, что аудиозаписи, закодированные в MQA, могут иметь свой собственный официальный логотип, который будет дополнять логотип Hi-Res AUDIO, совместно с Национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS), Американской ассоциацией независимой музыки (A2IM) и Объединением DEG (Digital Entertainment Group).

Разработчики MQA говорят, что это технология, которая захватывает всю магию оригинального студийного выступления. С помощью новаторских научных исследований в психоакустике - в том, как люди слышат и воспринимают звук - MQA обеспечивает мастер-качество в аудиофайле, который достаточно мал и удобен для потоковой передачи или загрузки. Эпоха жертвования качеством во имя комфорта закончилась. MQA предназначен для хранения и потоковой передачи Hi-Res-звука с параметрами 96 кГц/24 бит при значительно меньшем битрейте, очень близком к стандартному CD, а потому не требует широкополосного интернета. Точные данные производитель не озвучивает, но ориентировочно это 700 Кбит/с.

Название кодека Master Quality Authenticated содержит намек на то, что при помощи этой технологии создается цифровой клон исходного закодированного аудиофайла, который не урезается во время сжатия, а определенным образом "складывается как бумажный оригами". Пометка Studio Masters в некоторых из файлов указывает на то, что звучание, которое получает слушатель, идентично студийному. Таким образом, MQA является "подтвержденным студийным качеством", обеспечивающим звук, который не только лучше, чем качество CD, но и превосходит любой сопоставимый HRA-файл на основе традиционной кодировки PCM, которая была стандартом для аудио CD-качества в течение нескольких десятилетий.

Одним из преимуществ MQA является сохранение детализации звука и высоких частот при битрейте, позволяющем хранить на переносных носителях и передавать большие объемы музыки посредством узких каналов связи. Кроме того, MQA совместим с аудио-оборудованием, в котором отсутствует декодер MQA. Есть возможность копировать MQA-файлы, а также упаковывать обработанный с помощью MQA аудиофайл дополнительно с lossless-кодеком (например, FLAC) для еще большей компактности.

Однако многие меломаны недовольны обязательством приобретения специального проигрывателя с лицензионной поддержкой MQA, чтобы получить полностью "распакованный" звук во всей его глубине и красках, а не "усеченную" версию на любом устройстве, не имеющем фирменных декодеров.

Большинство MQA-файлов звучит настолько хорошо, что пользователи, вкушая возможности слушать любимую музыку в таком качестве, не отказываются от этого удовольствия даже в поездках и путешествиях.

Как получить доступ к музыке Hi-Res и где ее слушать?

Сегодня музыкальная индустрия Hi-Res находится в стадии активного развития, выходя за рамки узкого круга посвященных. Компании теперь производят смартфоны с поддержкой Hi-Res, а онлайн-магазины предлагают приобрести музыкальные альбомы в аудио высокого разрешения. Благодаря технологии MQA, крупнейшие стриминговые сервисы также включили в свою деятельность потоковое воспроизведение Hi-Res музыки.

Сервисы для удобного прослушивания Hi-Res музыки

Spotify – это крупный стриминговый сервис со множеством функций, который позволяет наслаждаться музыкой с помощью трех различных битрейтов Normal Quality (96 Кбит/с), High Quality (160 Кбит/с) и Extreme Quality (320 Кбит/с), и поддерживает все операционные системы. Стоимость подписки зависит от того, с какой территории вы заходите на Spotify.

7digital – это популярная цифровая музыкальная и радиосервисная платформа, предлагающая большой выбор музыки в формате FLAC (24 бит) и теперь также в MQA, такие сервисы, как удобное скачивание для различных устройств и операционных систем. Альбомы и отдельные треки можно приобрести на сайте.

Qobuz Sublime+ является одним из мировых лидеров среди сервисов для стриминга Hi-Res audio. Годовая подписка стоит около 350 евро. Потоковое воспроизведение Hi-Res audio доступно в формате FLAC и MQA, а для смартфонов и компьютеров доступны удобные приложения.

HDTracks – это один из самых старых интернет-магазинов музыки, предлагающий отличный выбор классической, джазовой и рок-музыки в формате Hi-Res. Купить можно как отдельный трек, так и целый альбом.

Получение доступа к HRA файлам можно на Hi-Res Download, предоставляющем возможность скачать демо-версию или купить понравившийся альбом, NativeDSD, предлагающем классическую музыку в DSD, а также на Е-onkyo или на Tidal, который является стриминговым сервисом с качеством MQA-файлов. Однако крупнейшие стриминговые сервисы, такие как Tidal и Qobuz, не официально работают на территории России, поэтому для использования их услуг нужно установить VPN и получить анонимный доступ в сеть. Однако ценителям музыки приятно знать, что один из крупнейших сервисов Spotify, который ранее отказывался от проведения деятельности в России, в настоящее время ведет переговоры о возобновлении работы.

Устройства для воспроизведения High-resolution audio

Основные устройства для воспроизведения Hi-Res музыки:

  • специализированные Hi-Res плееры;
  • совместимые смартфоны;
  • ПК, имеющие специальные программы (или плагины к проигрывателям) для воспроизведения аудио высокого разрешения.

Чтобы улучшить качество звучания с устройств, которые не оптимизированы под воспроизведение Hi-Res аудио, рекомендуется применять ЦАП (преобразователь цифрового звука в аналоговый), подключаемый к цепочке приемник-наушники.

В современном мире создано так много потрясающей музыки, что даже при значительном объеме памяти на носителях невозможно сохранять большую аудиотеку в высоком качестве. Однако появление новых форматов High-resolution audio и облачных стриминговых сервисов условий для аудиофилов, позволяющих наслаждаться большим выбором треков с полным звучанием в соответствии с личными предпочтениями.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *