Ремонт турбокомпрессоров в Москве: изучаем сложность процесса
Для повышения мощности двигателя часто устанавливают турбокомпрессоры, которые работают так: турбина нагнетает смесь из топлива и сжатого воздуха прямо в цилиндры. Однако, так как на вращение турбины влияют горячие выхлопные газы, температура внутри турбокомпрессора всегда очень высокая. Более того, элементы турбины довольно быстро засоряются, что может привести к ее поломке. В этом случае потребуется ремонт турбокомпрессора.
Но как понять, что турбина сломалась? А какие еще причины могут привести к сбоям в работе турбокомпрессора? И самое главное, что делать, если вы столкнулись с этой проблемой: пытаться самостоятельно ремонтировать систему наддува или же обратиться за помощью в автосервис? На эти вопросы мы и ответим в данной статье.
Диагностика и основные признаки проблем с турбиной двигателя
Каждый автовладелец хочет, чтобы его машина была максимально мощной. Установка турбокомпрессора позволяет повысить мощность автомобиля, не увеличивая его массу. Однако, как и любые детали транспортного средства, турбина подвержена износу и может ломаться.
Если возникают проблемы с турбиной, появляются следующие симптомы:
- Потеря мощности двигателя.
- Синий, черный или белый дым из выхлопной трубы при разгоне автомобиля.
- Свист, скрежет, шум при работе мотора.
- Появление ошибки «чек двигателя» на приборной панели.
- Повышение расхода топлива.
- Низкое давление воздуха и масла.
Если замечены подобные признаки, необходимо немедленно обратиться в автосервис для диагностики турбокомпрессора. Чтобы точно установить причину поломки турбины, необходимо ее снять и детально рассмотреть.
Причиной повреждения турбины могут быть:
- Засоры в конструктивных элементах, таких как: в воздушном фильтре, в канале подвода воздуха в турбокомпрессор, во впускном патрубке, во впускном коллекторе, в системе выпуска, в сливном маслопроводе турбокомпрессора, в сапуне масляного картера двигателя, в корпусе оси турбокомпрессор (загрязнение коксом), в компрессоре.
- Утечки воздуха или отработавших газов в результате нарушения герметичности: между воздушным фильтром и турбокомпрессором, под уплотнителем первого впускного клапана, под уплотнителем впускного коллектора.
- Неправильная установка, настройка или регулировка: распределительного вала, системы питания топливом, регулятора давления.
- Внутренний износ и повреждения: двигателя (его поршней либо клапанов), самого турбокомпрессора.
- Недостаток смазки, из-за которого разрушается вал ротора.
- Загрязнение моторного масла (мелкими или крупными абразивными частицами), которое приводит к износу опорных шеек ротора турбокомпрессора и подшипников.
Как видно, причин выхода из строя турбонаддува не мало, что усложняет их диагностику. Кроме того, выбор качественной турбины является также важным аспектом, поскольку дешевые детали не служат долго и требуют частой ремонты или замены. В таблице 1 представлены крупнейшие производители турбин для двигателей автомобилей.
Сложность ремонта турбокомпрессоров для двигателей внутреннего сгорания неизбежна, независимо от того, является ли двигатель дизельным, бензиновым или газовым, и имеет ли он жидкостное или воздушное охлаждение. К сожалению, турбина не обладает такой же долговечностью, как и его «сердцевина» – двигатель. Рекомендуется производить ремонт или замену турбины примерно через каждые 200 000 км пробега. В случае поломки турбины, лучше обратиться в специализированную компанию, чтобы не терять время на самостоятельную починку и избежать лишних финансовых затрат.
Может сложиться впечатление, что отремонтировать турбокомпрессор в состоянии даже любитель. Однако, на деле ремонт турбины не ограничивается простым демонтажем агрегата и заменой картриджа. Деталь, как минимум, нужно отрегулировать. Настроить агрегат может быть сложно, а самостоятельно снять турбину с некоторых автомобилей невозможно без квалификации автослесаря.
В специализированных компаниях существует определенный алгоритм, по которому находят и устраняют причины поломки в дизельных и бензиновых турбинах. Алгоритм включает визуальный осмотр мастером и уточнение неполадок у владельца, диагностику и оценку стоимости работ (для дизельных двигателей проверяют работу датчика давления воздуха и давление на выходе из турбины с помощью манометра), диагностику турбин бензиновых двигателей (которая может проводиться двумя способами: со снятием компрессора и без), демонтаж и разборка узла, очистку деталей от остатков масла, пятен ржавчины, грязи, пыли, дефектовку запчастей, ремонт дефектных частей турбокомпрессора, подлежащих восстановлению (как правило, восстанавливают картридж и ротор), полную замену рабочих узлов и деталей турбины (которые нельзя отремонтировать, например подшипник, резинки, прокладки), контрольное тестирование турбины на специальном стенде, профессиональную сборку турбокомпрессора, обязательную поверхностную обработку (вал турбины и подшипники необходимо смазать маслом), контрольный запуск двигателя после восстановления турбины.
Хотя ремонт двигателя с турбокомпрессором может иногда оказаться несложным, не следует забывать о том, что лучше обращаться к услугам профессионалов. Решение проблемы может потребоваться и куда более серьезный ремонт. Иногда при поломке определенных деталей турбины, чтобы скорректировать работу турбонаддува и мотора, нужно выполнять различные сопутствующие действия. В таком случае настоятельно рекомендуется обращаться в специализированные компании, которые располагают всем необходимым для профессионального ремонта, строго соблюдают правила технологического процесса, дают гарантии и рекомендации по грамотной эксплуатации турбокомпрессора. Если вы живете в регионах, то обратиться в такие компании, к сожалению, не так просто. Обращайте внимание на рейтинг и отзывы, по возможности выбирайте отзывчивые и грамотные компании.
Каким оборудованием пользуются при ремонте турбокомпрессоров
По большей части поломки турбины возникают из-за неисправных или неправильно настроенных других автомобильных компонентов. В этом случае требуется диагностика всего автомобиля. Без специального оборудования установить причину необходимо обычно не представляется возможным. Это оборудование есть далеко не во всех мастерских, ибо не каждый владелец автосервиса может себе это позволить, тем более гаражного.
Что же нужно для ремонта турбокомпрессоров? В профессиональных компаниях используются тестеры и программаторы актуаторов, балансировочные и добалансировочные станки для настройки турбин, стенды для проверки картриджей, роторов и регулировки геометрии, а также пескоструйные станки и ультразвуковые машины для очистки элементов системы.
Как найти профессионалов, занимающихся ремонтом турбин в Москве? Если выбирать автосервис, следует обратить внимание лишь на проверенные центры с хорошим оснащением и хорошей репутацией. Такие компании благодаря своей серьезной технической базе могут оказывать все виды необходимых услуг:
- Разобрать турбину;
- Выполнить трехступенчатую очистку турбины;
- Выполнить дефектовку турбины, вычислить неисправности;
- Собрать необходимые комплектующие;
- Заменить все изношенные детали на новые и сбалансировать трехступенчато;
- Собрать холодную и горячую части турбины вместе с отбалансированным картриджем;
- Настроить актуатор и геометрию, а при необходимости ремонтировать опорный клапан.
Немаловажно также, что как правило, в таких центрах предоставляют гарантию на ремонт турбины.
В «гаражном» сервисе, как правило, занимаются только разборкой турбины, заменой картриджа без балансировки и сборкой агрегата. Как мы уже отметили ранее, замена картриджа – это далеко не все, так как другие элементы турбины также могут быть неисправными. В любом случае, даже для правильного ремонта картриджа требуется специализированное оборудование для проверки и настройки.
В итоге, непрофессиональный подход к поиску причины неполадок с турбиной, скорее всего, приведет только к ухудшению ситуации. Некачественный ремонт может вызвать новые проблемы.
Цена на ремонт турбины
Как оказалось, причинами поломки турбины могут выступать дефекты любой из ее деталей. Часто, неполадки возникают не из-за сбоев в работе самого турбокомпрессора, а по причинам, связанным с другими агрегатами и системами автомобиля. Следовательно, невозможно дать точный ответ на вопрос о цене на ремонт турбокомпрессора в Москве. Стоимость ремонта колеблется в широком диапазоне - от 2500 до 110 000 рублей.
Существует ряд факторов, которые влияют на цену ремонтных работ, такие как: сложность конструкции турбокомпрессора, марка автомобиля, необходимость установки новых комплектующих фирменного производства или их аналогов, доступность или отсутствие комплектующих на складе, наценка посредников, срочность ремонта, статус сервисного центра (гаражный автосервис или профессиональная компания), гарантия на работу и многое другое.
Для примера, таблица 2 показывает актуальную стоимость ремонта для некоторых видов марок автомобилей. Легковые, грузовые авто и спецтехника с объемом двигателя до 5000 см3 от 3500 рублей, грузовые авто и спецтехника с объемом двигателя до 12 000 см3 от 7500 рублей.
Турбина - это сложный агрегат, предназначенный для значительного увеличения мощности двигателя. Неисправности в работе турбины могут возникнуть по разным причинам. Самостоятельный ремонт - это не лучшая идея, потому что непрофессиональное вмешательство может усугубить ситуацию. При возникновении первых неполадок лучше обратиться в специализированный сервисный центр. Однако не все сервисы заслуживают доверия. Гаражные автосервисы, особенно в регионах, не имеют необходимого оборудования и квалифицированных специалистов для качественного ремонта турбины. В то время как в Москве профессиональные компании оснащены всем необходимым оборудованием для диагностики состояния агрегатов авто, балансировки, очистки и тонкой настройки его элементов.
Фото: freepik.com