Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Тема пожарной безопасности остается очень актуальной для нашей страны и ее организаций. Например, по официальной статистике МЧС, из января по сентябрь 2017 года в России было зафиксировано около 95 000 пожаров, причинивших ущерб в 11 миллиардов рублей. В результате этих пожаров 5 000 человек погибли, а еще почти 6 700 были травмированы. Эта печальная статистика побуждает государство укреплять контроль и требования в отношении пожарной безопасности каждый год. Теперь они распространяются не только на здания и сооружения, но также на производимую продукцию и материалы.

Если не выполнять требования пожарной безопасности (особенно к продукции без сертификата), то это может привести к опасным последствиям. К примеру, 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь" произошел пожар, который стал локальной катастрофой и унес жизни 156 человек. Большинство погибших были отравлены токсичными газами, образовавшимися при горении отделочных материалов.

Общие требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены рядом документов, включая нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Наиболее значимыми являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», рассмотрим данный закон подробнее.

Федеральный закон № 123-ФЗ является основным законодательным актом в области пожарной безопасности. Он описывает требования к различным объектам и видам продукции и устанавливает обязательные сроки адаптации к новым требованиям. Закон имеет большое значение для производителей категорий товаров, подпадающих под действие регламента, а также для их законных представителей.

Нарушение общих требований пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров, которые по статистике МЧС наиболее часто происходят в зданиях жилого сектора, транспортных средствах, производственных, складских и торговых помещениях. Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов.

В целях обеспечения пожарной безопасности государственная противопожарная служба осуществляет регулярный контроль за соблюдением требований законов и иных нормативных актов, а также проводит мероприятия по профилактике пожаров и обучению населения основам безопасности.

Федеральный закон № 123-ФЗ играет ключевую роль в сфере пожарной безопасности в России. Он представляет собой технический регламент, который применяется к объектам защиты. Объект защиты - любое имущество или продукция, требующие соответствия требованиям пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения, в которых прописаны необходимые меры для защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также жителей РФ от наступления пожаров и их последствий. Хотя положения документа обязательны к использованию при проектировании объектов защиты, они также важны при эксплуатации этих объектов и разработке технической документации.

Каждый раздел закона содержит технические требования пожарной безопасности, применяемые к различным объектам защиты. Например, раздел 2 относится к поселениям и городским округам, раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, раздел 4 - производственным объектам, раздел 5 - пожарной технике, а раздел 6 - продукции общего назначения.

Раздел 6 закона устанавливает правила пожаробезопасности относительно веществ и материалов, включая строительные, отделочные, текстильные и кожевенные продукты. В нем также содержаться средства огнезащиты, строительные конструкции, инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.

Кроме того, раздел 7 закона № 123-ФЗ особенно важен для производителей, так как он устанавливает принципы и правила оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию какое-либо здание или выпустить на рынок товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие закона № 123-ФЗ. Для остальной продукции оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств.

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации. Закон предусматривает несколько схем сертификации, разделенных на категории. Например, схемы 2д, 3д и 5д применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация может быть получена за один день.

Наконец, для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделий для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Сертификация проводится только аккредитованными органами и принимает решение в течение 30 дней. Сертификат и декларация соответствия являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Список продукции, подлежащей сертификации или декларированию, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г.

Вопрос о том, кто отвечает за исполнение требований технического регламента по пожарной безопасности, актуален для многих людей. Контролировать выполнение этих требований возлагается на Государственную противопожарную службу МЧС РФ. Однако ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но с 1 ноября 2011 года эту функцию взяла на себя Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Важно отметить, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. Также, при декларировании продукции, ответственность за ее безопасность лежит на производителе. Росаккредитация, в свою очередь, регулярно осуществляет инспекционный контроль лабораторий и органов по сертификации, ведет реестр данных организаций и публикует его для общественного доступа.

Федеральный закон № 184-ФЗ обязует изготовителя и продавца нести ответственность за соблюдение требований технических регламентов, их нарушение может привести к вреду физическим или юридическим лицам. При этом КоАП РФ детализирует административную ответственность, в том числе за отсутствие в технической документации обязательной информации о пожароопасности, и определяет размеры штрафов для юридических лиц и должностных лиц.

Кроме того, КоАП РФ устанавливает размеры штрафов для нарушений требований пожарной безопасности в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и имуществу. Нередко нарушения пожарной безопасности приводят к приостановлению деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которая может привести к принудительным работам или лишению свободы на срок до 7 лет.

В связи с этим, при выявлении нарушений пожарной безопасности следует обращаться в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности, где эксперты помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия и оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *