Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время для получения высшего образования не обязательно ходить каждый день в университет и посещать лекции в аудиториях. Использование современных методов обучения позволяет получить образование дистанционно, даже находясь в необычных для учебного процесса условиях.
Одной из важнейших задач обучения является не только усвоение теоретических знаний, но и развитие практических навыков. Для этого необходимо пройти через ряд процессов, включающих освоение предмета и приобретение автоматизированных навыков его применения в реальной жизни. Для эффективного усвоения знаний важно создать определенные условия и заинтересовать студента к процессу обучения. Проблема эффективного обучения изучалась многими педагогами, начиная с древних времен. В частности, Я.А. Коменский уделял много внимания созданию идеальных условий для обучения, а А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов и В.А. Сухомлинский разрабатывали различные приемы, которые призваны сделать процесс обучения более эффективным, опираясь на данных об учебных реакциях обучаемых. Современная педагогика также активно изучает эффективность обучения в контексте дистанционного обучения, что требует особого внимания к вопросу продуктивности процесса обучения в необычных условиях.
Высший уровень усвоения знаний – творческое усвоение, при котором учащийся демонстрирует исследовательские и изобретательские способности, благодаря которым возникает новая информация. Ранее полученные знания на четвертом уровне перерабатываются и применяются в нетипичных для учебной модели ситуациях. Таким образом, этот уровень представляет собой достижение полного усвоения знаний.
Процесс познания включает в себя пять последовательных этапов. Нулевой уровень – знакомство с материалом и его понимание. Это первичный этап, на котором подразумевается ознакомление учащегося с темой.
После успешного прохождения предыдущего этапа, ученик переходит на первый уровень усвоения знаний. На этом этапе студент использует подсказки внешнего происхождения, чтобы узнать данную тему. Какими подсказками студент воспользуется, может быть определено как конкретной жизненной ситуацией, наставничеством, учебным пособием или справочником.
Следующим этапом является второй уровень усвоения знаний – воспроизведение. На этом этапе студент может в полной мере воспроизводить полученные ранее знания и использовать их для решения типовых задач.
Третий уровень усвоения знаний – это эвристическая деятельность. На данном этапе студент уже способен использовать свои знания в нетипичных ситуациях и решать нетипичные задачи.
Существует два качественно различных типа усвоения знаний: репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся только воспроизводит полученную информацию без переработки. В свою очередь, при продуктивном усвоении информация перерабатывается и применяется в ситуациях, отличных от представленных в учебной модели. Современным педагогам важно сосредоточиться на продуктивном типе усвоения знаний и поискать новые методы обучения. Одним из таких способов является дистанционное обучение.
Сегодня дистанционная форма обучения становится все более популярной. Ее использование позволяет студентам получать высшее образование, не меняя образа жизни и не тратя время на дорогу. Занятия проводятся по индивидуальному графику, что делает возможным обучение в нескольких учебных заведениях в то же время, не прерывая работу.
Для студентов с ограниченными возможностями дистанционная форма обучения единственный способ получения высшего образования. Благодаря новейшим технологиям, обучение может проходить с использованием разнообразных методик. Эксперты создают интерактивные курсы, веб-семинары и лекции, а также помогают студентам в создании собственных проектов.
Контроль знаний проводится в режиме онлайн с помощью тестов, лабораторных и зачетных работ. Результаты студент предоставляет преподавателю в электронном формате. Таким образом, ученики могут учиться в свободное время и на своем графике, не подвергаясь жестким временным рамкам. Онлайн-обучение также обеспечивает общение студентов между собой, а также проведение семинаров с экспертами, публичными деятелями и крупными специалистами-практиками.
Одним из главных преимуществ дистанционного обучения является доступность для всех, независимо от места и рода деятельности студента.
Фото: freepik.com